crazybagzy (crazybagzy) wrote,
crazybagzy

Чита-грита или о Тбилиси с любовью

“Этот отчет участвует в конкурсе “История моего путешествия 3” на сайте venagid.ru“
со ссылкой на страницу конкурса http://venagid.ru/18049-istoriya-moego-puteshestviya-3

Впечатления о Грузии поддаются описанию только лишь односложными словами  - "вах", "ох", "ооооо", "ах".  При чем даже спустя время, других альтернативных слов я так и не смогла подобрать. Ну разве что составила предложение "Ооооо Грузия!".

Поездка в Грузию была тем случаем, когда я влюбилась в страну, еще даже не прилетев туда. Это была моя мечта и, как положено мечтам, она сбылась с минимальным материальным ущербом: билеты на самолет я выиграла, виза не нужна, поселилась в хостеле, а для удешевления  перемещений по стране обзавелась  друзьями.

Природная красота, атмосфера старых тбилисских двориков, парящие в ночном небе храмы и  грузинское гостеприимство прямо таки разрывали меня на запчасти от восторга. Хотелось подняться на крепость Нарикалу, включить скайп, обзвонить всех друзей и родственников и прокричать "Друзья, приезжайте в Тбилиси! Нас здесь любят!".

Tbilisi city that loves you.  О том, что ты желанный гость в Грузии говорит каждый указатель в аэропорту: на полу, на дверях, на стенах. Wi Fi (кстати, бесплатный по всему городу) так и называется Tbilisi loves you.

Особенно здесь любят украинцев. Уж не знаю, чем мы им так угодили, но таксисты еще в аэропорту кричали "Ура, братцы-украинцы приехали". Наверное, я даже в Украине так не горжусь своей национальностью, как в Грузии. Смутило только, что братцы, я ведь - сестрица.

Знакомиться здесь тоже легко. Прилетев одна в чужую страну, я все время была окружена прекрасными людьми. Еще в первый день я взбиралась на гору вверх, а тем временем вниз спускался поляк. Он мне подал руку и помог подняться. Уже через час мы пили вино в Старом городе, через два ехали на такси в Мцхету, а вечером был целый музыкальный концерт в мою честь. Он сказал, что это был самый лучший день в его жизни и предложил к услугам свой отель в Польше.

Транспорт.
(курс валют  - 1 доллар=1,6 лари).  В аэропорту даже ночью работают обменники, так что проблем с валютой там нет, было бы что менять.

Маршуртки по Тбилиси стоят ок. 80 местных копеек (тетри). В Мцехту ок.1,5 лари.  В Казбеги ок. 10 лари.  Примерно за 0,5 лари можно уехать на автобусе в аэропорт. Цены не точные, так как я перемещалась или пешком, или на такси (даже за вкуснейшими хачупури в "булочную").

Мой хостел предложил трансфер из аэропорта за 40 лари. На сайте аэропорта написано, что такси стоит - 25.  Естественно выбор пал на такси и это было моей ошибкой и правило "скупой платит дважды" сработало во всей силе.
Так как была ночь, таксист захотел 50 и сказал, что это официальный тариф: "дэвушка возьми чэк, ты в дэмократычной стране Грузия, у нас все честно и официально". Деваться мне было некуда и вот я уже ехала с открытым ртом от красот ночного Тбилиси. Таксист оказался  жутко болтливым и навязчивым. Подарил мне бутылку вина и стал предлагать услуги гида по городу. И все бы ничего, но в Тбилиси переименовали улицы, все знают старые названия, у меня же на руках была распечатка с новым адресом. Поэтому хостел, который находился в центре Старого Тбилиси таксист пытался найти часа полтора.  В итоге поездочка мне обошлась в 60 лари и кучу потраченных нервов. Зато я выучила два слова "Гамарджоба" (здравствуйте) и "Кучи" (улица). И это был не конец. Таксист приезжал ко мне в отель на следующий день и через день. Со словами "Алена-джан, я тэбэ гость-украинэц вина привез', снова начал предлагать свои услуги гида. Но осадочек за 60 лари  остался и от вина я гордо отказалась.

Такси из Тбилиси в Мцхету обошлось в 40 лари. В стоимость входила развозка по монастырям, прогулка по улочкам Мцхеты, время простоя для распивания коньяка, чачи и поедания шашлыков.

Такси по маршруту Тбилиси-Мцхета-Ананури- Гудаури - Казбеги - 220 лари. По маршруту мы останавливались в селах, где делают какие-то супер пирожки, лучшие хинкали, попить водички из водопада и  вина в кафе. Все это очень и очень радовало. Да и сам таксист Карэн оказался замечательным мужчиной. Он же меня отвез обратно в аэропорт. Чувство, что я обрела почти родственника, не покидало меня в те два дня.  Жаль до Казбеги не доехали, сходила снежная лавина. Что не помешало нам устроить пикник с застрявшими в Гудаури лыжниками и водителями из остальных машин.

Жилье. В Тбилиси популярны хостелы, гест-хаусы и мини-отели. Во-первых - дешево, во-вторых - по-домашнему душевно, ведь хозяева к тебе относятся, как к родной.

Так как у меня была бюджетная поездка с очень ограниченными средствами, я забронировала хостел в общей комнате для 4-х человек. Это был мой первый опыт такого вида проживания и я очень переживала, какими будут мои оставшиеся 3 соседей по кроватям. Мой хостел находился в самом сердце города, под крепостью Нарикала, рядом со всеми достопримечательностями. Я рада, что выбрала именно Старый город, а не главную улицу Руставели, которая напоминает Крещатик и Тверскую вместе взятые.

Ремонт, мебель и персонал были отличными. Ночью я тихонько взобралась на второй этаж своей кровати и соседей не видела, а утром спустила голову и обнаружила "цветник": рыжий ирландец, и два  парня из Будапешта спортивного телосложения.  Венгры почему-то приехали с 5-ю чемоданами на двоих и когда выезжали захватили еще и мой чемодан. Мой багаж от эмиграции спасло похмелье, которое не давало уйти на улицу раньше времени. Чемодан-то я спасла, а вот пакет с бельем так и пропал.

Дальше было больше, парни выехали, но из Армении приехал хозяин хостела. Ему не хватило места и оставшиеся два дня он прожил со мной. А значит все положенные хозяину привилегии распространялись и на меня.  Гамлет оказался занятным собеседником. И до 3-х часов ночи рассказывал мне байки про Армению и далекие страны типа Камбоджи, где у них тоже хостелы. От меня требовалось улыбаться, поддерживать разговор и пить чачу. В замен я получила возможность бесплатного жилья в Ереване и Тбилиси, и бутсы с теплыми носками для поездки в горы.

Еда и вино. Тбилиси - дешевый город в плане питания.  В доллары я не переводила, но все сравнивала в соотношении с ценой магнитика на холодильник, который стоит ок. 5 лари. Так вот бутылка марочного вина в фирменном магазине стоит  от 5 лари. Порция хинкали из 5 штук,каждый размером с ладонь - 3 лари. Так на 15-20 долларов в ресторане можно съесть бараний шашлык, хачупури по-аджарски, 5 хинкали, вино, бутылку Боржоми и кофе по-турецки и опухнуть от обжорства. Что я успешно и делала. В результате хинкали равномерно распределились на попе в виде дополнительных 5 кг. Было чувство, что еще денек, и с горы буду скатываться. Вино здесь очень вкусное, кажется, что оно у них льется даже из-под крана. Иногда оно бывает таким вкусным, что невозможно остановиться.  Домой я везла полный чемодан вина, которое покупала в самом Тбилиси. И это оказалось правильным, так как в аэропорту цена на это же вино состояла из тех же цифр только в евро, т.е. от 5 евро.

Когда поздно пить Боржоми. Из-за невозможности вовремя остановится и отказать гостеприимным грузинам, похмелье будет жестоким и беспощадным. После первой же ночи у меня был именно такой случай, когда Боржоми пить было действительно поздно. Работники хостела, видя, как я то зеленела, то желтела, решили меня вылечить: приготовили казан плова, картошку с ребрышками, армянский сыр, горячий хлеб и чачу. Вылечить-то  они меня вылечили, но так как грузинам отказывать категорически нельзя, я снова стала жертвой алкоголя.

Серные бани. После всего пережитого, серные бани  стали настоящим спасением и еще одним способом получения грузинского кайфа.

Вход в общую баню 2 лари, в отдельные номера 25-50 лари. Массаж -10 лари, скраб - 10 лари. Баня делится на мужскую и женские половины, внутри большие каменные бассейны заполненные серной водой. Вначале откисаешь в древних купелях, а потом голая грузинка натирает варежкой из ковра (киса). Судя по количеству слезшей шкуры, видимо, я-змея, так как дома я скрабируюсь через день, и снимать по-идее уже не чего было. Но кожи сдерли наверное с килограмм, что хоть не много компенсировало набор веса на хинкали:-)   Потом тебя купают, массажируют до самых кончиков пальцев. После этого блаженства меня усадили в центр бани, по кругу расселись остальные голые посетительницы,  налили чаю (хорошо хоть наконец-то не вина), и давай расспрашивать как живется в Украине и вспоминать о родственниках у нас живущих. И в тот момент я сама уже попала в разряд родственников с сопутствующими приглашениями на семейные торжества. С ворохом эмоций, распаренная и довольная пошла к себе в хостел. Казалось бы  в полночь, уже ничего не предвещало приключений, но в хостеле я встретила новых соседей из Великобритании. Уже утром мы в Гудаури ели шашлыки :)

Красоты. Сказать, что Грузия - красивая страна, это ничего не сказать. Тбилиси прекрасен и днем, и ночью, и в горах

и в новых районах
SAM_1523

SAM_1537

SAM_1709

и в старинных двориках

и в стеклянных мостах и зданиях

SAM_1539

и в ажурных балконах, где белье запутывается в виноградных лозах, и в лицах грузинских бабушек, и в любопытствующих лицах молодых грузинов. В этом городе совершенно не нужны гиды или специальное составление маршрутов. Нужно просто выйти на улицу, бродить по переулкам и наслаждаться, дышать, улыбаться, знакомиться.
SAM_1473

SAM_1559

Храмы. Грузия - религиозная православная страна. На каждой вершине горы - церкви,  там где, их построить нельзя, возвышаются деревянные кресты.  Эти каменные храмы, с не оштукатуренными стенами и старыми фресками, мне показались верхом искусства. Европейские соборы - угнетают, РПЦ - отвлекает своими позолотами. А в  Грузии - все для тишины, молитвы и уединения. Ночью, храмы находящиеся на горах, подсвечиваются, отчего кажется, что они парят в ночном небе.

За пределами Тбилиси must see места: прекрасная дрвеняя Мцхета. Когда у старинных стен Джвари смотришь, как в горах встречаются две реки Кура и Арагви, начинаешь понимать, почему Лермонтов писал об этом месте стихи.  Но больше всего мне понравилась крепость Ананури. А дальше горы-деревни-горы- водопады- горные реки. Красотища, от которой дух перехватывает!

SAM_1586

Сувениры. На Сухом мосту есть знаменитый блошиный рынок, восхваленный туристами. Честно говоря не поняла в чем прикол, так как цены на старье там минимум в 1,5 раза дороже, чем в сувенирных лавках. Разве что выбор рогов и кинжалов гораздо больше. Нужно везде торговаться. Но у меня язык не поворачивался спорить с этими прекрасными грузинскими людьми.

О языках. Взрослое поколение говорит свободно на русском. Молодежь в принципе тоже знает русский (хоть до этого я читала, что нет). Если что-то не знают, то объясняют на пальцах. А при помощи вина снимаются любые языковые барьеры. С поляком мы общались сразу на 4-х языках: русском, английском, польском и украинском. Так как не хватало слов, чтобы выговориться и описать всю гамму эмоций и впечатлений. В Грузии много иностранных туристов, при чем опытных путешественников, с которыми крайне интересно познакомиться. Поэтому английский был нужен для общения с ними.

Ода Грузии: этой прекрасной стране от всего сердца желаю процветания. После нее я еще была в Словакии и Австрии, но они не дали и половины тех впечатлений, которые я получила в Грузии. Сюда я еще обязательно вернусь, еще много не увиденного и хочется попасть на семейное грузинское застолье, приглашения-то у меня уже есть.
Tags: Грузия, Тбилиси, приключения, путешествия

• Лебединое озеро Швейцарии.

Однажды ранним весенним утром Лёлик и Томик отправились в Швейцарию... Хочется начать рассказ именно так, но на самом деле у нас там не было никаких…

• Душа моя, Украина...

Ура, нашему журналу уже год! Ровно год назад благодаря вечному двигателю волшебства и творчества, известной в ЖЖ, как delnara , появился…

• В сетях Камольи

Поездка в Камолью изменила ход всего нашего отпуска. Казусы и приключения продолжались, но теперь они приводили к приятностям. Маленькая рыбацкая…

• Лебединое озеро Швейцарии.